Печать
Категория: События
Просмотров: 7159

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Как известно, транспортные коммуникации – это кровеносная система любой экономики. Такого развития, какое они получили в годы Второй мировой войны на территории Камчатки и Советского Дальнего Востока, не было в истории нашей страны. 

Огромное транспортное строительство военных лет стало основой послевоенного экономического развития Камчатки и Дальнего Востока. Ситуация с историей Второй мировой в наших краях и вытекающей из истории экономикой представлена в этой статье.

 

Вторая мировая война в северной части Тихого океана. Тихоокеанская транспортная эпопея 

На нашем берегу, как известно, были лагеря ГУЛАГа до, во время и еще годы после войны. На американском берегу почти сразу после ее окончания начала работать Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Пожалуй, самым известным о работе этой Комиссии стало то, как уносил ноги из США всемирно признанный гений Чарли Чаплин, когда он получил вызов в эту Комиссию. 

В результате история военных лет оказалась по существу неизвестной и к 71-й годовщине со дня окончания Второй мировой войны. Предлагаю удостовериться в этом, ответив на несколько вопросов о главном в тихоокеанской истории и сравнив ответы с тем, что пишут официальные историки в изданиях последних лет. 

 

Главное о транспортной работе в северной части Тихого океана 

Здесь работали только советские суда, ни одного иностранного флага не было ни в одном советском дальневосточном порту за все годы войны. 

Транспортные суда везли грузы военной помощи Советскому Союзу от его союзников по антигитлеровской коалиции, главным из которых были США. Военная помощь предоставлялась в основном на условиях, определенных Законом США о ленд-лизе (lend-lease в переводе заем-аренда). Существенно меньшими по объему, но очень важными для пострадавшего от войны гражданского населения были грузы гуманитарной и благотворительной помощи. 

 Карта из книги "The roads to Russia. United States Lend-Lease to the Soviet Union"./ R.H. Jones. – University of Oklahoma Press, 1969.

 

Конвоев не было, через Тихий океан суда шли в одиночном плавании – ведь до августа 1945 года здесь Советский Союз ни с кем не был в состоянии войны. Однако про перевозки для СССР на американских судах и конвои в Тихом океане написано во многих изданиях. 

Половина всей военной помощи Советскому Союзу, а это по отчетам американских президентов Конгрессу почти 9 (девять) миллионов тонн, была отправлена через Тихий океан из портов западного побережья США и Канады и портов восточного побережья Америки через Панамский канал. Отправлена половина, а доставлено больше половины за счет того, что потери в Тихом океане были на порядок, т.е. почти в десять раз меньше, чем в Атлантике.  

Там военную помощь нашей стране возили преимущественно суда под флагом США, но их немалые потери остаются практически неизвестными из официальных источников. Точные цифры потерь как транспортного, так и военного флота, охранявшего караваны транспортов, известны только для Великобритании, но участие англичан в этой работе было в несколько раз меньше американского. 

В книге официальных камчатских историков И.Витер и А.Смышляева «ГОРОД НАД АВАЧИНСКОЙ БУХТОЙ (история города Петропавловска-Камчатского)», издание 2-е, переработанное и дополненное, 2011, на с.204 написано в связи со строительством в годы войны Петропавловск-Камчатского морского торгового порта: 

«…Петропавловск, связанный с Америкой относительно безопасным путем, МОГ сыграть роль перевалочной базы, где ГРУЗЫ СОЮЗНИКОВ МОЖНО БЫЛО ПЕРЕГРУЖАТЬ НА СОВЕТСКИЕ СУДА И ДОСТАВЛЯТЬ ИХ ВО ВЛАДИВОСТОК МЕСТНЫМИ МОРСКИМИ ПУТЯМИ»

«ПЕРЕГРУЖАТЬ НА СОВЕТСКИЕ СУДА» – это значит, что ПРИВОЗИЛИ НЕ СОВЕТСКИЕ, то есть ИНОСТРАННЫЕ, ЧЕГО КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ БЫЛО. 

Петропавловск не «МОГ», а уже В ИЮЛЕ 1941 года СТАЛ ПРИНИМАТЬ СУДА С ГРУЗАМИ ВОЕННОЙ ПОМОЩИ – по отчетам американских президентов Конгрессу первые грузы в СССР были отправлены через Тихий океан в последних числах июня 1941 года. Их грузили на суда Дальневосточного пароходства и АКО-флота, выходившие из ремонта на заводах в городах западного побережья США. Дальновидный политик президент Франклин Рузвельт снял санкции, наложенные на СССР за войну с Финляндией, потому советские суда в начале 1941 года пошли в ремонт на американские заводы.  

На с.205 этой книги написано: «Ленд-лиз – вот ключевое, правда, ЗАСЕКРЕЧЕННОЕ ТОГДА СЛОВО, ради которого нужно было работать быстро». Это написала И.Витер, которую в 2011 году сумели все же «продавить» в почетные граждане Петропавловска

Всем известно, что ленд-лиз – это два слова, наша почетная дама до двух считать не умеет. Никакой секретности не было и быть не могло тогда на этом термине. Все жители нашей страны, не зная перевода, понимали его значение, даже дошколята, я была одной из них. ЛЕНД-ЛИЗ значило, что американцы были с нами в войне против Гитлера! Какая тут могла быть секретность? 

И название книги камчатских историков не выдерживает критики: НЕТ НА КАРТЕ КАМЧАТКИ АВАЧИНСКОЙ БУХТЫ. Сама большая акватория называется АВАЧИНСКАЯ ГУБА, по ее окраинам есть несколько десятков бухт, в их числе БУХТА АВАЧА. Рядом с нею есть бухта Сероглазка, бухта Моховая и многие другие. Очевидно, у авторов не все в порядке не только с историей, но и с географией. 

 

АЛСИБ – перегон самолетов через Аляску и Сибирь

Трасса перегона самолетов стала вроде бы самой известной частью транспортной работы в северной части Тихого океана. Но главное вы вряд ли узнаете из публикаций о ней или услышите и увидите в фильмах, которых про АЛСИБ снято немало. А главным было то, что АЛСИБ держался на воде. 

Для того, чтобы самолеты могли лететь по труднейшему маршруту, шли «в полярку», то есть через Берингов пролив в Ледовитый океан, транспортные суда. Они везли оборудование для строительства и работы аэродромов и снабжение для трассы, прежде всего горючее. В устьях больших сибирских рек производилась перегрузка на речные суда и баржи, которые доставляли все привезенное к местам расположения аэродромов. Все основные аэродромы находились на берегах судоходных рек. 

 

Потери советских транспортов в Тихом океане

Потери, хоть и на порядок меньшие, чем в Атлантике, были. Их не могло не быть не только из-за явлений природы (штормы, льды), но и потому, что с 7 декабря 1941 года здесь шла война между Японией и США. Советские суда становились жертвами этой войны. 

Американские субмарины в ходе войны с Японией совершали рейды к азиатскому побережью Тихого океана, действовали под лозунгом: «Топи их всех!». В темное время суток, в отсутствие видимости в южных широтах бывало, что топили свои транспорты. В северной части океана у тогда японских и даже советских берегов они торпедировали 9 (девять) СОВЕТСКИХ СУДОВ тоже в темное время суток или в туман, то есть вроде непреднамеренно. Только одно из них либерти «ОДЕССА» не затонуло, было приведено в Петропавловск и отремонтировано на построенной перед войной судоремонтной верфи. 

Тоже 9 (девять) советских транспортов погибли от действий японских субмарин, авиации и артиллерии. Но действовали они у американских берегов и в южных морях. 

У бывших своих и тем более советских берегов японцы, соблюдая соглашение с СССР, заключенное в апреле 1941 года, НЕ ПОТОПИЛИ НИ ОДНОГО СОВЕТСКОГО СУДНА. Японии, государству, хоть и агрессору, не нужна была война на два фронта. Тем более, что еще до начала Второй мировой в попытках нападения на СССР на Халхин-Голе и озере Хасан японцы получили такой отпор, который не помнить не могли. 

Однако некоторые научные сотрудники крупных российских исторических НИИ и вместе с ними камчатские официальные историки такие, как И. Витер и Е. Верещага «ВЕШАЮТ» НА ЯПОНЦЕВ 5 (пять) СОВЕТСКИХ ТРАНСПОРТОВ, НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЯ ПОДРОБНОСТИ ИХ ГИБЕЛИ. При этом от крупнейшего в мире исследователя подводной части Второй мировой войны профессора из Германии Юргена Ровера известно во всех подробностях, что ПОТОПЛЕНЫ ОНИ АМЕРИКАНСКИМИ СУБМАРИНАМИ

 

Курильский десант 

Его преподносят как АКЦИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ ОТ ЯПОНСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ. 

Почти всеобщее, в том числе и мое до 2013 года, невежество считает потерю островов следствием проигранной Российской империей Русско-Японской войны начала ХХ века. 

Но ОСВОБОЖДЕНИЯ КУРИЛ НЕ БЫЛО И БЫТЬ НЕ МОГЛО, поскольку они отошли под юрисдикцию Японии по Петербургскому трактату 1875 года. По этому международному договору две империи разделили свои колониальные владения на островах: Сахалин полностью отошел под юрисдикцию Российской империи, Курилы полностью, до мыса Лопатка – под юрисдикцию империи Японской. Южная группа Курильских островов отошла к Японии еще в 1855 году по Симодскому трактату (сведения из Большой Советской и Большой Российской энциклопедий). 

Царское правительство, освобождаясь от своих дальних владений, защищать которые не имело возможности, вовсе не стремилось широко информировать своих граждан о подобных соглашениях. Потеря Аляски стала известна потому, что это была продажа, которая к тому же сопровождалась при расчетах скандалами. 

Еще Курильский десант называют точкой во Второй мировой войне. 

Однако после речи императора Хирохито 15 августа 1945 года (время восточного полушария), объявившего по Токийскому радио, что Япония войну проиграла и капитулирует (разумнее эту речь считать точкой в войне), десант для войны с Японией становился не нужен. Не было сражений ни на одном из Курильских островов, кроме Шумшу, – на всех, даже на Парамушире японцы встречали советские войска с белыми флагами. 

Но укрепленный район на Северных Курилах был хорошо пристрелян американскими бомбардировщиками, совершавшими налеты на него с Западных Алеут, начиная с августа 1943 года, а после смерти Франклина Рузвельта президентом США стал Трумэн. Потому вероятность высадки американского воздушного десанта была большой. ЗАНЯТЬ СЕВЕРНЫЕ КУРИЛЫ ВОЗМОЖНО БЫСТРЕЕ СТАЛО НЕОБХОДИМЫМ, ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИТЬ ТАМ ВОЕННО-МОРСКУЮ БАЗУ США. 

С 2003 года на Курильских островах работают экспедиции, получившие название Камчатско-Курильских, под руководством Евгения Верещаги. В 2007 году он пригласил к участию в них в качестве научного руководителя Ирину Витер, достоверность деятельности которой в краеведении вызывает сомнения у большинства камчатских краеведов. В отношении Курильской десантной операции от нее исходит недостоверного особенно много. 

ТОЛЬКО НА ДЕСЯТЫЙ ГОД РАБОТЫ ЭКСПЕДИЦИИ ВЫБРАЛИСЬ на ШУМШУ. До того они искали следы Курильского десанта на острове Матуа и даже на Расшуа. Работали активно, представляя свою деятельность на Камчатском телевидении, в газетах, в разных залах города, в Краевой библиотеке, сотрудницей которой является И.Витер. Отчеты выкладывали в Интернете. Однако ЭТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМЕЕТ ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЧЕРНОГО КОПАТЕЛЬСТВА: работы велись на территории Сахалинской области БЕЗ ВЕДОМА И СОГЛАСИЯ ХОЗЯЕВ, и НИЧЕГО ИЗ СВОИХ НАХОДОК ХОЗЯЕВАМ ТЕРРИТОРИИ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЛОСЬ. 

В сентябре 2014 года на Шумшу по стечению обстоятельств оказались одновременно прибывшая туда для работы по заранее составленному плану группа с Сахалина под руководством И.Самарина и довольно многочисленная группа из Москвы от Министерства обороны, в которую была приглашена И.Витер. Возглавлял ее и.о. начальника Управления Министерства обороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества А.Л. Таранов. Работали группы каждая по своему плану. В информации о работе группы МО на Камчатском телевидении было сказано, что работы будут продолжены в 2015 году. 

В 2015 году группа от МО на Шумшу составила 50 человек, среди которых снова не было специалистов с Сахалина. Получается, исследователи от Министерства обороны тоже работают как ЧЕРНЫЕ КОПАТЕЛИ. Дополнительный негатив этой работе придает тот факт, что они явно не в курсе работ, проведенных на Шумшу и Парамушире в начале 1990-х. Отчеты о них, опубликованные в Сахалинском издании, оставляют впечатление исследования добротного, достойного уважения. 

Еще получается, что министерские деятели не знают о работе в центральных архивах сахалинского историка И.Самарина, в результате которой в камчатской газете «ВЕСТИ» редактор этой газеты В.Скалацкий опубликовал максимально полный список людских потерь в КДО из 1022 имен! В августе-сентябре 2015 года в этой газете был опубликован еще ряд достойных материалов о Курильском десанте. 

 

Гимны города и порта на Камчатке 

В 2014 году Городская Дума Петропавловска утвердила «ГИМН Петропавловск-Камчатского городского округа». Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы разглядеть на карте России, что столица Камчатки является не просто приморским, но ЕДИНСТВЕННЫМ В СТРАНЕ крупным ПРИОКЕАНСКИМ городом-портом. 

Однако в тексте Гимна нет океана! Есть вулкан, есть святые Петр и Павел, есть строка «имя «ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»», полученное Петропавловском в 2011 году с учетом океанской работы, а ОКЕАНА НЕТ. Судя по всему, эта «забывчивость» подтверждает и в какой-то мере объясняет нежелание знать историю океанской работы в годы войны, которая была главным вкладом Камчатки и Дальнего Востока СССР в ПОБЕДУ и в Великой Отечественной, и в войне с Японией. 

Незнание истории океанской работы в годы войны нашло отражение и в тексте ГИМНА ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА. Порт мощностью 1 миллион тонн годового оборота был построен «с нуля» в годы войны. Это отражено в тексте: «Рожденный в лихую годину». Но в следующей строке полное несоответствие тому, что было: «Встречал караванов ЭСКОРТ». В порт действительно приходили караваны, которые собирались для лоцманской проводки через минные поля, выставленные в Авачинском заливе. Собирались они в бухте Ахомтен, после войны ее переименовали в Русскую. Но НИКАКИХ ЭСКОРТОВ НЕ БЫЛО. Эскорт – это сопровождение как правило почетное. Сопровождение охранное, военное называют КОНВОЙ. Как уже было сказано, КОНВОЕВ В ТИХОМ ОКЕАНЕ НЕ БЫЛО. А исправить текст было бы проще простого: 

РОЖДЕННЫЙ В ЛИХУЮ ГОДИНУ
ВСТРЕЧАЛ КАРАВАНЫ СУДОВ.

Рифма тут получается похуже (у автора рифмуется «эскорт–порт»), но зато без ахинеи.

 

Текст на камне

И на камне, поставленном у здания правления ПКМТП в память о начале строительства порта, НАДПИСЬ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. К дате, на нем указанной, уже работал первый сданный в эксплуатацию летом 1943 года причал торгового порта, к нему швартовались крупнотоннажные суда, заканчивалось строительство второго причала. 

Начато это строительство было по Постановлению Совнаркома № 99-РС от 29.05.1942 г. и изданному на его основе Приказу НКМФ (наркомат Морфлота) № 1-ДВ от 8.06.1942 г. «О строительстве Петропавловского-на-Камчатке порта». Инициатива издания этих документов исходила от Афанасьева А.А., который был тогда начальником ДВГМП и уполномоченным ГКО (Государственный Комитет Обороны) по Дальнему Востоку. 

Второй Приказ НКМФ, касающийся ПКМТП, тоже был издан, как и все другие приказы о крупных хозяйственных решениях, по Постановлению Совнаркома и ГКО, принятому 16 октября 1943 года. На камне у здания Правления порта указана дата второго Приказа23.10.1943 года. Приказ говорил об ОРГАНИЗАЦИИ и продолжении строительства порта. Организация означает передачу порта в прямое, без посредничества Владивостокского порта подчинение наркомату Морфлота в Москве. Правление порта становилось самостоятельным.

Эту САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВЛЕНИЯ В ПОРТУ ОТМЕЧАЮТ как ДЕНЬ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА, а теперь даже и основания порта, что является полной нелепостью. 

ВЕСЬ ЦЕНТР ПЕТРОПАВЛОВСКА БУКВАЛЬНО ЗАБИТ надписями, действительности не соответствующими, проще сказать ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ. Предложения исправить это поступали в Городскую Думу еще в прошлом веке, исправление не требовало больших затрат. Но Дума, руководствуясь информацией от официальных камчатских историков, упорно отвергала и отвергает все предложения. 

 

История ВМВ на ДВ в учебниках последних лет 

Учебников много и разных издано на бумаге и выложено в Интернете с обилием исторических нелепостей. В качестве примера приведу один на бумаге, изданный в 2014 году

Называется он ««НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ» учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАН А.Н.Сахарова». Андрей Николаевич Сахаров много лет возглавлял Институт Российской истории РАН. 

Про дальневосточную историю в Учебнике всего 7 строк, их имеет смысл привести полностью с моими в кв. скобках указаниями о времени и вопросами: 

«9 августа 1945 г. [время восточного полушария], выполняя свои союзнические обязательства, СССР вступил в войну против Японии. В первый же день боев советские войска развернули стремительное наступление [где?]. К 14 августа [время западного полушария] они расчленили Квантунскую армию и создали угрозу ее полного окружения. В тот же день японский император заявил о безоговорочной капитуляции. Подписание акта о капитуляции Японии состоялось [где?] 2 сентября 1945 г. [время западного полушария]. С ликвидацией очага войны на Дальнем Востоке завершилась Вторая мировая война». 

И ЭТО ВСЕ. Нет сражений на Сахалине и Шумшу, нет огромной до невероятности работы транспортного флота под флагом СССР, нет строительства портов, аэродромов, железных дорог, определивших послевоенное экономическое развитие Дальнего Востока нашей страны. 

В изданиях последних лет, выпущенных на Камчатке, обилие недостоверного порой зашкаливает. Самое потрясающее выдали историки - «профессионалы» из Университета им. Витуса Беринга, бывшего Камчатского педагогического института. Они назвали ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ Дальнего Востока и Камчатки в годы войны ТЫЛОМ. В 2000 году он был ГЛУБОКИМ, в 2014-м стал СТРАТЕГИЧЕСКИМ. 

15-17 октября 2014 года была проведена межрегиональная научно-практическая конференция с названием: «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК, КАМЧАТКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ТЫЛА СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ». На странице, открывающей программу, еще написано: «Конференция проводится в рамках мероприятия «Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности (содержание и организация)». Программы стратегического развития КамГУ им. Витуса Беринга на 2012-2016 годы». 

Если понимать буквально то, что написано в названии, СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ только одна такого тыла получается уж чересчур большой, имеет протяженность не одну тысячу километров. Войны с Японией НЕТ, есть только Великая Отечественная, которая, как известно, проходила в европейской части СССР и закончилась в мае 1945 года. 

 

Осквернение могилы офицера-фронтовика 

Июль 2006 год. У могилы Стукалина контр-адмирал А. В. Витко (справа)

 

Самая жуткая акция по отношению к памяти о войне в наших краях была совершена в 2014 году. Если в Украине, Польше, Прибалтике уничтожение памятников и символов воинской славы Советского Союза и России активизировалось в 2015 году, Камчатка в этом движении оказалась «впереди планеты всей». 

5 мая 2014 года президент РФ Путин В.В. подписал дополнение к закону о недопустимости осквернения символов воинской славы России, сформулированное депутатом Государственной Думы от Камчатки Яровой И.А. 

24 июля того же года Краевой комитет по памятным датам во главе с губернатором Илюхиным В.И. принял решение о сносе свежеотремонтированного обелиска с пятиконечной звездой на могиле офицера-фронтовика капитана 2-го ранга Стукалина М.В. на кладбище у Халактырского аэропорта и замене его черной беззвездной и безграмотной доской. На заседании Краевого комитета присутствовал член этого комитета Мамаев В.Н. из флотских воспитателей. Он рассказал, что за могилой наблюдает целый гидрографический район. Но когда стали голосовать за снос, он поднял руку вместе со всеми. 

Было устроено открытие памятника в виде черной доски, на которое приехали члены Городской Думы, Совета ветеранов, привезли курсантов Технического университета будущих судоводителей. Назвали это действо патриотической акцией, а было оно акцией растления молодежи. Фотографии выложили в Интернете – все в нарушение закона. 

Пыталась привлечь к этому бесчинству внимание командующего к-а Липилина С.В., обратилась к нему факсом через Географическое общество. Получила от него отписку, которая к тому же шла очень долго. 

Инициатива этой черной в прямом и переносном смысле акции исходила от председателя Краевого совета ветеранов майора в запасе Илюшина А.В., который историю ВМВ на Камчатке не знает и знать не желает настолько, что, оказавшись в бухте Русской, не заметил исчезновения там памятной доски о работе военно-лоцманского пункта, поставленной в 2005 году, исчезнувшей в 2012-м. Восстановили памятную доску и поставили ее снова в бухте Русской казаки Петропавловского отряда в августе 2015 года.

26.08.2015

 

Ни у Илюхина В.И., ни у Илюшина А.В. не нашлось слов благодарности для казаков, которые совершили настоящую патриотическую акцию. 

Те, кто переступает закон, называются преступниками. Получается, камчатские руководители уже третий год живут преступниками и восстанавливать обелиск со звездой и тем самым свою репутацию не собираются. 

 

Алла ПАПЕРНО.

 

   Об авторе: 

блокадница, член Союза журналистов РФ,
действительный член Русского географического общества,
участница ряда конференций по истории ВМВ, в т.ч. Международных,
автор книг «ЛЕНД-ЛИЗ. ТИХИЙ ОКЕАН» (М., 1998) и
«ТРЕТИЙ ПЕРИОД СЛАВЫ ПЕТРОПАВЛОВСКА-КАМЧАТСКОГО» (П-К, 2007),
с которой стала лауреатом конкурса СЖ РФ 2007 года в номинации «ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО».
Книги выложены в Интернете на сайте ИВиС, Библиотека, Редкие книги.
Статья «The UNKNOWN WORLD WAR II in the NORTHERN PACIFIC»
(перевод на американский английский с иллюстрациями) выложена в мае 2014 г. http://lend-lease.airforce.ru/english/articles/paperno/index.htm)